НАДЁЖНОСТЬ ЭНЕРГЕТИКИ ОКАЗАЛАСЬ НИЖЕ, ЧЕМ В 1941-м!
НИКОГДА У НАС ТАКОГО НЕ БЫЛО И ВОТ ОПЯТЬ
Нынешний год богородчане точно запомнят надолго. Ведь за каких-то пару недель нам пришлось пережить сразу два настоящих блэкаута. Первый самый ужасный длился с 22 по 29 ноября. Но едва власти успели отменить запоздало введенный в округе режим ЧС, как 10-11 декабря без электричества снова остались почти 50 населенных пунктов Богородчины, в которых проживает около 6000 человек. И опять на устранение последствий ледяного дождя потребовалось до трёх суток, а местами и больше. В эти тяжелые дни у людей невольно возникали ассоциации с самыми суровыми временами, в том числе Великой Отечественной войной.
Но можем вас разочаровать, в те годы энергетики справлялись с проблемами более оперативно! Например, в ночь на 6 ноября 1941 года во время налета немецких бомбардировщиков на Горький удару подверглись сразу три линии электропередач, идущие от Балахнинской ГРЭС в направлении областного центра и Дзержинска. В результате попаданий осколочных бомб провода были оборваны в 26 местах, часть опор повалена взрывной волной, а местами вырвало и параллельно пролегающий подземный кабель. Свет в Горьком погас в 23.34, но уже в полночь на место прибыли аварийные бригады, а на полное устранение последствий у них ушло всего 43 часа. Это притом, что шла война, стояла зимняя погода, а поврежденные ЛЭП находились в труднодоступной заболоченной местности.
Сейчас самое время подвести итоги, а заодно задаться вопросом, ждать ли жителям повторения блэкаута и кто, собственно, виноват в случившемся? Сами энергетики, а это, напомним, филиал «Нижновэнерго» ПАО «Россети Центр и Приволжье», склонны все списывать на «аномальность». Мол, в 2010 и 2016 годах в наших краях были зафиксированы похожие метеорологические явления, которые тоже привели к массовым отключениям. «Тем не менее в 2022 году аномальные погодные явления имели более продолжительный характер», — заявили в «Нижновэнерго». Кстати, все филиалы «Россетей» ежегодно проходят проверку технической готовности к зиме и получают соответствующие паспорта, которые как бы являются гарантией надежности электроснабжения. В документах указывается техническая оснащенность филиалов и алгоритм действий специалистов в случае стихийных бедствий. В середине октября министерство энергетики присвоило компании «Россети Центр и Приволжье» наивысший балл готовности к отопительному сезону 2022/23 гг. Сообщалось, что к выполнению аварийно-восстановительных работ готовы около 10 тысяч человек и свыше 4000 единиц техники. А гендиректор этой конторы хвастался, что его коллектив готов «в любых погодных условиях обеспечить бесперебойное электроснабжение потребителей».
ВСЕ ХОРОШО, ПРЕКРАСНЫЕ РОССЕТИ
На деле же энергетики не только оказались не готовы к ЧС, но еще и обманули и подставили областную власть. В первые дни «Нижновэнерго», во-первых, не смогло оценить масштабы случившегося, во-вторых, давало ничем не обоснованные (как оказалось) гарантии, что последствия будут устранены в кратчайшие сроки. В общем, действовали в духе известной песенки:
Всё хорошо, прекрасные Россети,
Дела идут и жизнь легка,
Ни одного печального сюрприза,
За исключением пустяка:
Так, ерунда, пустое дело,
Все богородчане околели,
А в остальном, прекрасные Россети,
Всё хорошо, всё хорошо!
Как справедливо отметил губернатор Глеб Никитин, если бы энергетики не пели песни Маркизе, а предупредили жителей, то те могли бы подготовить дома, а сами уехать в пункты временного размещения, а не ждать возвращения света в промерзших жилищах. «Территориальная сетевая организация переоценила свои возможности», — так, в свойственном ему интеллигентном стиле оценил работу «Нижновэнерго» и «Россетей» глава региона. Ну а что же тогда упомянутый «паспорт готовности»? Получается, что все эти документы с красивыми названиями являются филькиной грамотой?
Вот как комментирует ситуацию наш источник, хорошо знакомый с деятельностью компании «Россети» и работой аварийно-диспетчерской службы, но пожелавший остаться неназванным: «В последние годы энергетику постоянно реформируют, реструктуризируют и проводят объединение компаний. И вся суть сводится в первую очередь к сокращению затрат. А экономят не на «правящей верхушке», не на менеджерах, а на низшем звене, на персонале, на труде которого, казалось бы, все и держится. В том числе на тех, кто как раз на «аварийке» трудится. Ну и на технике (бурильные машины, вышки). При формировании штата и расходов за основу как бы берутся минимальные потребности. Считают, вот сколько нам надо иметь минимально людей и машин, чтобы поддерживать сети в исправности. Да так, чтобы в случае чего заткнуть бреши в одном месте людьми с другого участка. Никакие возможные ЧС в расчет вообще не берутся и не учитываются. Вот и получилось, что для ликвидации аварии в отдельно взятом районе не хватило ни людей, ни техники, хотя согнали туда всех, кого можно, в том числе вообще из других областей».
ДЕНЬГИ НЕ ТУДА ЗАКОПАЛИ?
Теперь о самих сетях. В этом году ПАО «Россети» отчиталось, что на подготовку к осенне-зимнему периоду в Нижегородской области было истрачено около 2,3 млрд рублей. Так может, не в то вкладывали и не туда закапывали?
На первый взгляд может показаться странным, но одним из самых уязвимых мест энергосетей (в том числе в Богородском районе) являются металлические опоры ЛЭП. Во время сильного ледяного дождя те быстро теряют несущую способность и буквально сворачиваются. А за счет своей массы обрушивают всю линию, увлекая за собой и соседние опоры. А вот в Скандинавии, Канаде и США, где подобные погодные явления тоже не редкость, в основном ставят деревянные столбы! А все потому, что их срок службы намного больше (до 80 лет, в том время, как и металлических 35 50, а бетонных — 35), монтируются такие конструкции быстрее и стоят значительно дешевле. А главное, деревянные столбы прочнее, устойчивее и не подвержены аварийности из-за гололёдно-ветровых нагрузок. Просто потому, что выдерживают нагрузку в 2,5 раза выше железобетонных! В России же — стране лесов деревянные опоры, наоборот, не в моде. «Ну так-то на загнивающем Западе, там, может, дерево и дешевле! А у нас, как ни парадоксально, деревянная конструкция обходится почти во столько же, сколько и железобетонная. В том числе из-за «дорогой бумаги», то есть огромного количества бюрократических процедур, согласований, сертификаций, ненужных проектов, за которые тоже надо платить», — так оценил ситуацию наш источник в «Россетях».
Кроме самих опор, в России явно устарел сам подход к проектированию линий. В Канаде и США давно отказались от неизолированных проводов в пользу изолированных (кабельных), у нас же до сих пор вешают так же, как в XIX веке.
В заключении хочется еще раз сказать о «гарантиях». Когда мы с вами простые потребители, не вовремя платим за электроэнергию, гарантирующий поставщик начинает пугать «обрезанием» света, описыванием имущества, арестами счетов, запретом выезда за рубеж и т.д. А вот какие гарантии есть у самих граждан, эти счета оплачивающих? Заметим, примерно половину тарифа на электричество составляет его транспортировка по тем самым сетям. Согласно законодательству, время восстановления электроснабжения для бытовых потребителей не должно превышать 24 часов. Но даже если ремонтники чуть задержатся, никаких пеней и штрафов им не начисляют. А в случае ЧС сроки восстановительных работ не оговорены вовсе! Как говорил Клинт Иствуд: «Если вы хотите гарантий, купите тостер». Тем самым известный американский актер и режиссер намекал, что никогда не знаешь, что будет завтра