Из истории Богородска

Дело богородских гаишников

Исторические расследование

 

55 лет назад в народном суде слушалось громкое дело в отношении начальника богородской госавтоинспекции Юрия Полуэктова и его сообщников. Те обвинялись в создании целого преступного бизнеса по продаже подержанных автомобилей. Людям, не жившим в Советском Союзе, фабула данного дела может показаться как минимум странной, а то и вовсе смешной. В реалиях же 60-х годов все это было вполне серьезно.

Дело в том, что автомобили в стране были в большом дефиците (на покупку надо было записываться в очередь), а продавались по твердым ценам. В результате получалось, что продать по рыночной цене пятилетнюю машину можно было чуть ли не вдвое дороже, чем стоила новая. Имея блат и возможность постоянно покупать «свежие» автомобили, спекулянты могли припеваючи жить на разницу в ценах. Однако государство быстро поставило в этой сфере препоны, которые в первую очередь ударили по обычным автомобилистам. Продавать машины разрешалось только через комиссионные магазины и по ценам, установленным специальным оценщиком. Причем покупатель должен был заплатить т.н. «дельту» (порядка 15% от установленной стоимости) и комиссионный сбор. Соответственно, человек платил за авто намного больше, чем получал продавец, а последний вынужден был отдавать его фактически за копейки.

Понятно, что все эти ограничения создавали идеальные условия для коррупции, которыми и воспользовался главный богородский гаишник Полуэктов. Тот попросту оформлял незаконные продажи автомобилей в обход комиссионки, получая за это большие взятки. Вот как описывалась в прессе одна из незаконных сделок: «В 1967 году богородчанин Н.В. Архипкин решил купить «Волгу», подыскал и продавца гражданина Кибирева из Оранок. Полуэктов посоветовал Архипкину вручить Кибиреву деньги, перегнать автомобиль к себе в Богородск и принести ему документы для оформления. 9 августа 1967 года сделка состоялась: «Волга» Кибирева была снята с учёта, а в следующем месяце принята на учет от Архипкина, как якобы купленная через павловский магазин, хотя никакой справки магазина, конечно, не имелось. За эту операцию Полуэктов получил от Архипкина 500 рублей». Отметим, что новая ГАЗ-21 тогда стоила 6500 рублей, а средняя зарплата составляла 100 – 120 рублей.

Вторая схема состояла в превращении отдельных «деталей» в целые автомобили. Чтобы недорого приобрести машину, предприимчивые граждане часто покупали списанные транспортные средства у различных организаций, оформляя их как «запчасти». А потом ремонтировали. Поскольку продавать казенную технику было запрещено, многие конторы таким способом избавлялись от относительно новых «уазиков», «Волг» и «Москвичей». Но и тут была проблема: ставить на учет автомобили, собранные из запчастей, категорически запрещалось, а их технические паспорта уничтожались. Подельники Полуэктова разными способами добывали старые техпаспорта (сейчас они называются «свидетельство о регистрации), вытравливали с них старые записи, вносили новую фамилию, а потом закрепляли ее печатью собственного изготовления. Затем шеф ставил машину на учет, а клиенту вся эта операция обходилась в 200 – 450 рублей в зависимости от марки транспортного средства.

Суд приговорил Юрия Полуэктова к 9 годам лишения свободы с конфискацией имущества, а его подельников Стешова и Тюменева – к 3 и 2 годам соответственно. Ну а сами описанные съемы исправно работали вплоть до 80-х годов…

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»