БОГОРОДСКИЙ БЛЭКАУТ. АТАКА ЛЕДЯНОГО ДОЖДЯ

БОГОРОДСКИЙ БЛЭКАУТ
АТАКА ЛЕДЯНОГО ДОЖДЯ
Для начала немного познавательного (назвать произошедшее позитивным не поворачивается язык). На этой неделе богородчане стали свидетелями достаточно редкого природного явления, которое в западной метеорологии называется «Ice Storm» («Ледяной шторм»). Проще говоря, речь идет о самой опасной разновидности более известного ледяного или «замораживающего» дождя (англ. freezing rain). Ее особенность состоит в том, что капли воды, проходя через промерзающий слой воздуха на высоте сотен метров над землей, переохлаждаются, а затем мгновенно замерзают при ударе о любую поверхность, и все это происходит на фоне затяжного понижения температуры. Насколько опасным могут быть подобные явления, говорит хотя бы история Великого ледяного шторма 1998 года в Канаде, который привел к массовым долгосрочным отключениям электроэнергии (до двух месяцев), полному параличу нескольких крупных городов и беспрецедентным масштабам реконструкции электросетей. Нечто подобное испытал на себе и Богородск, причем общим в двух катастрофах является относительно небольшая полоса поражения. В Канаде шторм прошел над всей страной, но тяжелые последствия возникли только на относительно узкой полосе суши, у нас «ледяной дождь» накрыл весь регион, но эпицентром «заморозки» стал небольшой Богородский район и его окрестности.
Подобно терминатору из жидкого металла, который принимал форму всего, к чему прикоснулся, замораживающий дождь также принимает форму объекта, который он «атакует», будь то ветви деревьев, кусты, провода или опоры линии электропередач. При этом увеличивая их размеры и массу в несколько раз. Именно это и произошло в ночь на 23 ноября. Основной удар пришелся по ЛЭП 110 (Дзержинск Кстово), питающей Богородский, Кстовский и Павловский районы. Сразу четыре опоры под тяжестью проводов и собственного увеличившегося веса попросту согнулись и рухнули на землю. На переходе через Оку провисшие провода перепутались между собой и замкнулись. Во многих местах линии были оборваны упавшими на них деревьями. При этом из-за резких скачков напряжения сгорело сразу несколько трансформаторных подстанций. В результате всего этого наступил настоящий блэкаут: весь Богородский район остался без электроэнергии! И соответственно без воды и сотовой связи.
Уже утром 23 ноября было понятно, что ситуация чрезвычайная, а на устранение последствий потребуется минимум неделя. Однако в первое время ни районные, ни областные власти не спешили принимать адекватные меры, а полные масштабы случившегося и вовсе стали известны широкой общественности только 25-го числа. Именно в этот день на территории сразу 14 районов был официально введен режим ЧС.
ПОЧТИ КАК В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ
Со стороны обывателю (особенно жителю областного центра) может показаться, что ничего драматичного не случилось, «можно и без света пожить». Но проблема в том, что у большинства богородчан без электричества не работает и отопление. А это уже не просто «потеря комфорта», а прямой риск для жизни! Важные пояснения по этому поводу дала нижегородка Ирина, у которой в Богородском районе находится коттедж. «Важно понимать, что у многих на дачах и в домах стоят газовые котлы с электрическим управлением. Дело в том, что в районе хронические проблемы с давлением в трубах. Обычный газовый котел при нехватке газа просто тухнет (срабатывает защита). В результате бывает так: уехал человек утром на работу, днем отопление выключилось, а вечером приехал уже к лопнувшим трубам. Потому то ставят котлы с электроавтоматикой, которые обеспечивают непрерывную работу. А без электричества они просто выключаются и наступает полная ж». Добавим, что тысячи жителей и вовсе обогреваются электрическими котлами.
О том, как выживали жители района в эти дни, нам рассказали очевидцы.
Светлана, проживающая на улице Луговой в Богородске: «Три дня жили в полном неведении, ни официальных сообщений, ни разъяснений, выживай, как хочешь. А у меня трое детей! Потом случайно узнала, что можно подать в администрацию заявку на генератор. Позвонила, действительно, оказалось, что услуга такая есть. Целый день потом прождали, никакого генератора так и не привезли. А при повторном звонке ответили, что никаких генераторов там нет и вообще «не положено». В общем, сидели при температуре +8, спали в верхней одежде, ходили по дому в сапогах. И никакой помощи от властей».
Похожими впечатлениями поделилась дама с таким же именем Светлана, жительница улицы Солнечной в Богородске: «Моя семья прожила без света четверо суток. В первый день температура в квартире была +5 — +10, тогда казалось, что все это ненадолго и аварию быстро устранят. Второй день мы жили в машине. Третий провели в гостинице в Дзержинске. А на четвертый нам предложили временно заселиться в маневренный фонд. Который, мягко говоря, произвел на меня не очень приятное впечатление (одноэтажное здание с комнатами по три деревянных койки в каждой с потрёпанными простынями). А где пункты обогрева, пункты раздачи пищи? Но больше всего возмущена тем, что все СМИ сообщали, что в Богородске все хорошо, все восстанавливается и стабилизируется. В итоге позвонила знакомой в Дзержинск, а та даже не слышала, что у нас творится»
Не менее драматичную историю поведал Игорь, житель той же улицы: «Жили, прямо скажем, как в блокадном Ленинграде! Ни света, ни воды, ни тепла. А со мной мать пенсионерка живет, инвалид. Первый день кое-как перетерпели, на утро второго возник вопрос, — Что делать?! Все соседи спасались по-разному, кто уехал к родственникам, кто в гостиницу, кто куда. А у меня мать почти не ходячая, куда ее девать?! В итоге спасла баня, старая-добрая русская баня. Натопил дровами хорошенько, потом нашел раскладушку, положил маму. Сам спал в предбаннике, сделав из старых шмоток некое подобие спального мешка. Так прошла вторая ночь, потом третья»
По словам богородчан, на заправках образовались очереди, а цены на бензиновые генераторы во всей округе мгновенно выросли. Ведь коммерсанты, в отличие от чиновников и ремонтников, реагируют на подобные ЧП мгновенно!
НЕ ГОТОВАЯ ГОТОВНОСТЬ
В защиту чиновников отметим тот факт, что пункт обогрева в Богородске был, прямо в здании администрации. Корреспондент «Богородск 24» сам побывал там и убедился, что во всяком случае днем 26 ноября людей там принимали и кормили. Как рассказали вежливые девушки, сидевшие в кабинете возле входа, всех желающих они сопровождали в столовую, а там им давали поесть. Правда особого наплыва желающих там не наблюдалось. Возможно потому, что большинство богородчан о возможности подкормиться и погреться в госучреждении просто не знало.
Решительные меры были приняты только 26 ноября. Власти честно признали, что свыше 70 населенных пунктов, в которых живут около 9 тысяч человек, все еще остаются без электричества. А в Богородский район выехали аэромобильная группировка специализированной пожарной части и Приволжский поисково-спасательный отряд отряды МЧС РФ. Вскоре в селе Арапово был развернут городок жизнеобеспечения, к услугам жителей прибыли не только медики, но и психологи. В этот же день в Богородский район прибыл заместитель министра энергетики РФ Евгений Грабчак. От отметил, что ведомство непосредственно получало жалобы от жителей и решил на месте проверить ход восстановительных работ. И чудо, то ли визит Грабчака действительно подстегнул рабочих, то ли местные чиновники, наконец, засучили рукава, но в 16.00 18.00 того же дня во многие дома вернулось электричество. Непонятно только, почему и господин министр и отряды МЧС прибыли в терпящий бедствие район только на четвертый день?
Конечно же к работе властей всех уровней (и, главное к ее оперативности) возникает и масса других вопросов. К примеру, почему не была задействована система оповещения жителей? Которая прекрасно работала во время пандемии (когда народ надо было пугнуть, чтобы из дома не выходили) и вроде как создана как раз для чрезвычайных ситуаций. Ах да, наверное, она тоже работает от электросети? Но тогда почему не были задействованы полицейские машины с громкоговорителями? Почему о пункте обогрева в здании администрации многие жители попросту не знали? Почему не доставляли воду и пищу в обесточенные поселки? Почему не проводили положенную при чрезвычайных ситуациях эвакуацию населения. Почему стало возможным падение деревьев на провода, ведь по всем действующим стандартам вся растительность рядом с ними должна регулярно «вычищаться»? Это уже вопрос к компании «Россети», которая непосредственно отвечает за линии электропередачи. В общем, вопросов «почему» очень и очень много.