«В бездорожье село Богородское топкое болото…» Какими были наши дороги 120 лет назад?
Исторический очерк
В дореволюционные времена наш город, в то время еще село, имел высокий статус кожевенной столицы России. Продукция многочисленных крупных и мелких фабрик славилась на всю Россию, ценилась и за рубежом. Но мало, кто знает, что Богородское имело и куда менее почетный статус столицы нижегородского бездорожья. В данный момент для того, чтобы добраться из Нижнего Новгорода до Богородска на автомобиле, нужно примерно полчаса. А вот в начале ХХ века этот путь порой занимал целый день. И не потому, что тогдашние тарантасы и телеги медленно двигались, просто до села Доскино тракт находился в более-менее нормальном состоянии и регулярно ремонтировался, а далее, как только начинался Горбатовский уезд, можно было вешать табличку «дорог нет».
Вся «трасса» была перегорожена промывинами, местами превратившимися в овраги, изрыта огромными колеями и ямами. На протяжении 15 верст повозки постоянно застревали, съезжали в кювет и тонули в лужах. Бывало, что обессилевшие лошади просто отказывались двигаться и возницам приходилось отдыхать и ночевать в придорожных деревнях Шумилово, Банникове, Березовке.
А все потому, что на протяжении 40 лет тракт на этом участке ни разу не ремонтировался, а местные земские власти в ответ на претензии просто выворачивали карманы. Вот как описывала богородские дороги «Нижегородская земская газета» весной 1904 года: «Наконец, вы въезжаете в село Богородское и ожидаете, что в таком богатом и промышленном селе, именуемом кожевенной столицей и получающем 9 тыс. руб. аренды за базарную площадь – дорога будет благоустроена. Тщетная надежда, дорога не лучше, а в дождливое время даже гораздо хуже. В бездорожье село Богородское топкое болото. Жители привыкли к грязи и принимают мало мер для борьбы с нею (вымощена камнем на небольшом расстоянии и то не во всю ширину улицы базарная площадь). Странно видеть непривычному человеку море грязи и вязнущих в ней по брюхо лошадей перед окнами роскошных домов, почти дворцов, богатым владельцам которых расход на замощение улиц ничего бы не значил». Журналисты винили во всем невероятно жадных богородских промышленников и купцов, которые возводили себе роскошные дома, но ни копейки не давали на ремонт дорог. При этом бедные крестьяне охотнее скидывались на благоустройство, поэтому крестьянские улицы на Богородчине были более «удобопроездными», как тогда выражались, чем дороги возле владельческих усадеб.