120 лет исполнилось героическому бою крейсера «Варяг». Были ли в составе его команды богородчане?
Историческое расследование
В ночь на 9 февраля (27 января по старому стилю) 1904 года отряд японских миноносцев осуществил внезапную торпедную атаку против русских кораблей, стоявших на внешнем рейде крепости Порт-Артур в Маньчжурии, тяжело повредив броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада». Это событие стало началом Русско-японской войны, сыгравшей драматическую роль в истории нашей страны.
Спустя три дня толпы жителей села Богородского собрались в соборном в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Здание было заполнено народом полностью, тем, кому не хватило места, расположились у ворот. В храме торжественно зачитывали высочайший манифест царя Николая II. «Не предуведомив о том, что перерыв таковых сношений знаменует собою открытие боевых действий, японское правительство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать нашу эскадру… Мы тотчас же повелели вооруженною силою ответить на вызов Японии. Объявляя о таковом решении нашем, Мы с непоколебимою верою в помощь Всевышняго и в твердом уповании не единодушную готовность всех верных наших подданных встать вместе с Нами на защиту отечества призываем благословение Божие на доблестные наши войска армии и флота», — говорилось в документе. После этого в храме прошло молебствие за царя и победу, селяне очень долго не расходились и обсуждали сенсационную новость. В следующие дни на улицах Богородского проходили митинги и шествия с портретами царя, хоругвями и флагами.
А 18 февраля богородчане впервые узнали из газет о ставшем впоследствии знаменитым бое между крейсером «Варяг», канонерской лодкой «Кореец» с японской эскадрой возле корейского порта Чемульпо. «В 11 ½ час. Утра два русских военных судна покинули гавань. Сражение произошло у близлежащего архипелага. После перестрелки, продолжавшейся час, одно русское судно отступило. Под вечер русский крейсер «Варяг» затонул между островами. Мореходная канонерская лодка «Кореец» после произошедшего на ней взрыва тоже пошла ко дну. Со стороны японцев урона не было», — говорилось в сообщении. Это случилось утром того рокового дня – 9 февраля. Бронепалубный крейсер «Варяг» с января находился в Чемульпо в распоряжении российского посольства в Корее.
Поскольку информация о разрыве дипотношений с Японией и вероятном начале войны своевременно не поступила, а прямой связи со штабом флота у капитана корабля Всеволода Руднева не было, корабль оказался фактически блокирован. Утром ему передали ультиматум японского адмирала Уриу, в котором было приказано покинуть порт до полудня, в противном случае корабли будут атакованы прямо в гавани. Узнав, что на выходе с фарватера поджидает целая эскадра противника, Руднев все же решил дать бой. Неравная схватка продолжалась около часа, в ходе нее наш крейсер получил тяжелые повреждения, 23 члена экипажа погибли, десятки людей получили тяжелые ранения (10 впоследствии скончались). После боя «Варяг» вернулся на рейд Чемульпо, где и был затоплен командой. Сами японцы были восхищены смелостью русских моряков, а позднее император Муцухито в знак признания героизма направил Рудневу орден Восходящего Солнца.
Считается, что на «Варяге» служило то ли двое, то ли трое нижегородцев. Изучив старые газеты и архивные материалы, мы установили, что наших земляков на крейсере было как минимум четверо. Матрос Михаил Журавлев из Макарьевского уезда и писарь Василий Оскин из Лукояновского погибли в ходе сражения, а на кладбище Марьина роща похоронены матрос Алексей Голубков и машинист Андрей Жорин (первый скончался в 1952 году, второй – в 1957-м).