Богородская нефть
Как известно, Нижегородская область не очень богата полезными ископаемыми. Ни угля, ни нефти, ни газа. Хотя мечты и слухи о том, что углеводороды в наших краях все-таки водятся, но до сих пор не открыты, время от времени появляются. О возможной добыче «черного золота» поговаривали при губернаторе Шанцеве, а до того — при Склярове. Первые же серьезные попытки превратить Горьковскую область в «волжское Баку» были предприняты 77 лет назад.
Поводом к этому стали большие успехи геологов в годы Великой Отечественной войны, когда в Поволжье были обнаружены крупные месторождения. После того как в августе 1942 года немцы вышли к Волге в районе Сталинграда и фактически отрезали промышленные районы от бакинской нефти, по всей стране стали искать альтернативные источники углеводородов. В Татарской АССР в результате разведывательного бурения, проведенного в 1943 – 1944 годах, было открыто Шугуровское нефтяное месторождение, а также доказано, что рельеф докембрийского кристаллического фундамента имеет подъем от Шугурова в северо-восточном направлении к деревне Ромашкино. Позднее именно там было обнаружено еще одно — Ромашкинское нефтяное месторождение. В те годы ученые выдвинули гипотезу, что углеводороды залегают под всей территорией Поволжья, надо только как следует поискать и поглубже пробурить!
Проанализировав имеющиеся на тот момент данные, Горьковское геологическое управление пришло к выводу, что породы, залегающие под Горьковской областью, имеют схожее строение с теми, в которых нашли нефть в Татарстане. И предположили, что у нас может находиться аналогичное по размерам и объему месторождение. Приведенные в 1944 году расчеты показали, что скорее всего нефть залегает к югу от Горького в условном треугольнике Богородск – Пильна – Починки. После чего решено было заложить в Богородском районе первую скважину на глубину 2 километра. К работам в итоге приступили летом 1946 года, а бурение началось в 12.00 30 августа после короткого митинга. «Кроме этой буровой, которая вскоре вступит в строй действующих, в текущем году будут заложены еще две буровые немалых размеров, – рассказывала статья «Поиски нефти и газа в районе города Горького». – Геологические работы будут вестись с таким расчетом, чтобы выявить запасы газа и нефти, достаточные не только для удовлетворения потребностей промышленности гор. Горького, но и для бытовых нужд трудящихся города. В настоящее время коллектив Горьковской геологоразведочной конторы приступил к напряженной работе по разведке на газ или нефть. Вступившая в действие буровая располагает четырехскоростной лебедкой производства завода имени лейтенанта Шмидта, металлическим фонарем высотою в 41 метр и другим оборудованием отечественного производства».
Предполагалось, что в случае успеха нефть на горьковские крекинг-заводы и газ в котельные будут поступать прямо из Богородского и соседних районов области. В мечтах инженеров вырастали десятки нефтяных вышек, гигантские нефтехранилища, от которых путепроводы потянутся в Москву, Ленинград, а возможно, и за границу. Впрочем, об экспорте «черного золота» в те годы думали меньше всего. Стоило топливо дешево, да и собственные потребности Советский Союз удовлетворял с большим трудом. А вот как бы выглядела Богородчина в 70-е, 90-е годы, в XXI веке, если бы та буровая добралась до нефтеносного слоя, можно лишь фантазировать. Но увы, вопреки оптимистическим прогнозам, ни нефть, ни газ не только в окрестностях Горького, но и в других местах так и не нашли. Не обнаружили ее и в соседней Чувашии и Мордовии, хотя и там усиленно искали, и бурили. Окончательно поисково-разведочные работы на предмет поиска нефти и газа в наших краях были прекращены в 1952 году.