Из истории Богородска

Двойной таран героя-богородчанина под Москвой

Дорогие богородчане! Обращаясь к вам в связи с грядущим праздником Дня защитника Отечества, мы решили не ограничиваться обычными поздравлениями, а подготовили для вас новое сенсационное историческое расследование. Из него вы узнаете, как наш земляк чуть не лишил жизни Микояна, потом бросил вызов «всевидящему оку» фюрера, а также о том, какая подмосковная улица является практически родной для Богородска.

«КАЖЕТСЯ, Я СВОЕГО СБИЛ»

В Нижегородской области довольно широко известно имя летчика Петра Шавурина. Он прославился тем, что 27 июля 1942 года в районе города Павлово тараном сбил немецкий самолет-разведчик. Его обломки позднее были выставлены на площади Советской (ныне Минина и Пожарского), а Шавурин впоследствии был удостоен звание Героя Советского Союза. Его подвиг оброс многочисленными легендами, и всегда считалось, что упавший на берегу Оки «Юнкерс» был первым вражеским самолетом, который был сбит над нашей областью. Однако это не совсем правда. На самом деле автором первого подобного подвига был богородчанин Михаил Родионов.

Он родился в 1918 г. в селе Песочное, ныне пригород Богородска, в обычной крестьянской семье. Окончив 7 классов школы, Михаил поступил в школу фабрично-заводского ученичества. Как и знаменитый Валерий Чкалов, однажды увидевший в небе самолет и с тех пор решивший посвятить свою жизнь небу, герой нашей истории в какой-то момент испытали те же чувства. Поэтому параллельно с учебой стал посещать Богородский аэроклуб. Началось все с коротких взлетов и посадок на планере, а продолжилось полетами на биплане У-2, знаменитом учебном «кукурузнике», с которого начинали свое карьеру практически все «сталинские соколы». В 1938 г. Михаил был призван в армию и вскоре был направлен в знаменитую Энгельсскую школу летчиков, а в марте 1940 г. был зачислен в 11-й истребительный авиаполк (11-й ИАП) Московского военного округа. Это подразделение являлось одним из элитных и первым в ВВС Красной армии получило на вооружение новейшие истребители Яковлева Як-1. А после начала Великой Отечественной войны полк составил костяк 6-го истребительного авиакорпуса ПВО, сформированного для важнейшей задачи – противовоздушной обороны Москвы. Летом и осенью 1941 г. Михаил Родионов много раз участвовал в отражении дневных и ночных налетов на столицу, а затем в боях с немецкими самолетами на подступах к городу.

14 января 1942 г. богородчанин попал в весьма неприятную историю. Во время следования в заданный район навстречу «Якам» из 11-го ИАП ПВО пролетела пара таких же истребителей. Летчики обеих групп не успели разглядеть звезды на фюзеляжах, в связи с чем один Як-1 из второй группы начал разворачиваться, чтобы идентифицировать цель. Михаил же счел этот маневр враждебным (раз заходят в хвост, значит фрицы) и сам приступил к боевому развороту. Опытному пилоту удалось обогнать «противника» на вираже, а потом почти в упор открыть по нему огонь. Атакованный истребитель загорелся, а потом вдруг начал качать крыльями. Родионов прекрасно знал, что это сигнал «Я свой»! На базу он вернулся в удрученном состоянии и прямо заявил командиру полка капитану Алексею Негоде: «Кажется, я своего сбил. А зачем он мне в хвост полез?» Потом выяснилось, что Михаил сбил не просто «своего», а Як-1 своего однополчанина старшего лейтенанта Степана Микояна (сына Анастаса Микояна, одного из ближайших сподвижников Сталина и члена Политбюро ЦК КПСС). Последний сумел совершить аварийную посадку на фюзеляж, но получил серьезные ожоги и надолго выбыл из строя. Было начато служебное расследование, которое показало, что в случившемся инциденте виноваты оба летчика. Кстати, Степан Микоян пережил войну, прожил очень долгую и счастливую жизнь, работал летчиком-испытателем и скончался в 2017 году в возрасте 94 лет. А вот судьба Михаила Родионова оказалась куда более драматичной…

ПРОЛЕТЕЛ НАД БОГОРОДСКОМ И ПОПАЛ В ЛАПЫ БОГОРОДЧАНИНА!

Сразу после этой истории летчика перевели в 562-й ИАП ПВО, а в марте он был награжден орденом Красного Знамени. Весной фронт отошел от Москвы, а главной задачей истребителей стал перехват неуловимых самолетов-разведчиков Ju-88D. «Юнкерсы» постоянно летали вокруг столицы, а также над глубоким тылом вплоть до Урала, фотографируя заводы, электростанции, а главное железные дороги. Благодаря этому германское командование отслеживало весь трафик военных перевозок и могло предугадывать действия Красной армии. При этом перехват разведчика (этот род авиации еще называли «всевидящим оком») являлся очень сложной миссией. Те летали на больших высотах, обладали высокой скоростью и маневренностью, а также мощным оборонительным вооружением.

Особенно часто немцы стали появляться над Горьковской областью, порой делая это каждый день, а иногда и дважды за сутки. Истребители, базировавшиеся в регионе, не успевали набрать высоту или не могли догнать противника. И вот 3 июня 1942 г. очередной «Юнкерс» появился со стороны Владимира, прошел над Дзержинском, Горьким, Бором, затем рядом с Богородском и Павловом, после чего спокойно удалился в западном направлении. Благодаря облачной погоде с грозами разведчику долгое время удавалось оставаться незамеченным. Однако, когда в районе Малоярославца самолет на высоте 3 км вышел из туч, он попал прямо в лапы патрульной пары Як-1 младших лейтенантов Михаила Родионова и Петра Сергеева, взлетевшей с аэродрома Инютино. Истребители быстро зашли противнику в хвост и открыли огонь. После этого немец применил излюбленный для разведчиков прием – многотонная махина резко рванула в пике, выровнялась на высоте 50 метров и стала уходить на бреющем. Сергеев не смог вовремя вывести свой самолет, отстал от ведущего и наблюдал дальнейшее со стороны. Опытный Родионов, не отставая от «Юнкерса», несколько раз стрелял по нему из 20-мм пушки. Затем огонь прекратился, а когда самолеты пролетали над деревней Шумятино, Як-1 пошел на таран. По свидетельству Сергеева, Михаил отрубил винтом часть правого крыла разведчика, но тот, немного покачавшись, продолжал полет. Тогда Родионов зашел слева и своей правой плоскостью вторично ударил противника. Через 700 метров «Юнкерс» упал на поле, подняв огромный столб дыма и пыли.

В ЧЕСТЬ НЕГО НАЗВАЛИ ДЕРЕВНЮ

По немецким данным, это был Ju-88D-1 с бортовым кодом «6M+LM» из 4-й эскадрильи группы дальней разведки Aufk.Gr.11. Стоит отметить, что воздушные тараны нередко сравнивают с атаками камикадзе (японских пилотов-смертников). Однако это неверно. В советской авиации таран являлся официальным тактическим приемом, а начиная с 1942 года все пилоты истребителей обязательно изучали технику его выполнения. Чтобы вы наглядно поняли, как это происходило, представьте такую картину. Вы на скорости 150 км/ч преследуете автомобиль, который периодически меняет траекторию, а из заднего стекла по вам стреляют из пулеметов. А вам надо ударить его так, чтобы он прекратил движение и при этом самому как-то выжить! Только все это в воздухе и на скорости 400 км/ч.

В большинстве случаев «сталинским соколам» удавалось спастись и даже посадить свой самолет после таранов. Увы, для Михаила Родионова двойной таран на малой высоте закончился трагически. Як-1 получил такие сильные повреждения, что не мог продолжать полет, а прыгать с парашютом было поздно. Практически вслед за падением «Юнкерса» истребитель грохнулся на брюхо на неровной местности, проскользил 20 метров и врезался в земляной противотанковый вал. Родионов погиб. «Беспредельная преданность к родине мл. лейтенанта Родионова, большое желание во что бы то ни стало уничтожить фашистского стервятника заставило мл. лейтенанта Родионова дважды таранить самолет противника, не щадя своей жизни во имя достижения успеха», — подытоживался этот эпизод журнал боевых действий 6-го ИАК ПВО. Это был последний 242-й боевой вылет богородчанина, который одержал 2 личных и 3 групповых победы.

Родионов был похоронен в братской могиле на кладбище деревни Новая Лужа Химкинского района Московской области. Через 13 дней после гибели заместитель командующего истребительной авиацией ПВО СССР полковник Серафим Пестов подписал представление о награждении летчика званием Героя Советского Союза посмертно. Правда соответствующий указ был подписан только спустя 8 месяцев. В 1975 г. на братской могиле был установлен гранитный обелиск, а саму Новую Лужу переименовали в Родионово. Впоследствии территория населенного пункта была поглощена Химками, а имя Михаила Родионова получила новая улица. 6 мая 2007 г. прах летчика вместе с остальными был торжественно перезахоронен на Аллее Героев Химок. Есть улица Родионова и у нас в Песочном.

Добавим, что найти информацию о потомках летчика не удалось. Известно лишь, что незадолго до начала войны он женился на жительнице подмосковной деревни Владычино (Волоколамского района) Клавдии. По всей видимости, именно ее мы видим на фото.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»