Из истории Богородска

КАК СТРОИЛИ ТРАССУ ГОРЬКИЙ — БОГОРОДСК

«А утром посмотришь – исчезла гора!»

«А утром посмотришь – исчезла гора!»

КАК СТРОИЛИ ТРАССУ ГОРЬКИЙ — БОГОРОДСК

Каждому из нас приходится ездить по шоссе, связывающему Богородск с областным центром, и большинству богородчан хорошо знакомы все его крутые спуски и подъемы, а также красивые виды, открывающиеся с вершин дороги на левобережье Оки. Но мало, кто знает, когда и как появилась эта трасса.

Спустя 8 лет с постройки Горьковского автозавода в Советском Союзе наконец-то стали ощущаться результаты развития автопрома. За период с 1932 по 1940 год на отечественных заводах было выпущено в общей сложности около миллиона автомобилей, включая около 120 тысяч легковушек, 885 тысяч грузовиков и 13,5 тысячи автобусов. Количество ввезенных в страну иномарок точно не установлено, но их тоже было немало. А вот дорог, по которым они могли ездить, почти не было! В тогдашней Горьковской области, по сути, была только одна трасса, имевшая твердое покрытие и пригодная для движения круглогодично: это Московское шоссе, заканчивавшееся в Гордеевке, а потом через Окский мост и сеть городских улиц переходившее в шоссе на Казань. Все остальные дороги, как правило, представляли собой одни «направления» либо остатки старых полуразвалившихся трактов. Они постоянно размывались дождями, так что даже движение на лошадях и телегах представляло собой большие трудности, а тогдашние грузовики, имевшие маломощные двигатели и небольшой дорожный просвет, буксовали и тонули больше, чем ехали. «Единственным уязвимым местом Богородского района до последних дней было отсутствие хороших автогужевых дорог, – рассказывалось в статье «Богородск» в газете «Ленинская смена». – Старый, разбитый нижегородско-муромский тракт не в состоянии удовлетворить потребностей колхозов, промысловой кооперации и промышленности Богородского района. Грузонапряженность тракта Горький – Богородск достигла своей высшей точки: годовой грузопоток составляет теперь не менее 300 тысяч тонн. Дорога стала барьером, который мешает дальнейшему развитию района».

И тогда в конце 30-х – начале 40-х годов в СССР была развернута программа строительства так называемых «народных магистралей». Народными они назывались в первую очередь потому, что возводились не строительными и дорожными организациями, а самими местными жителями и колхозниками. Каждый район, по которому проходило шоссе, должен был своими силами добыть и подвезти все необходимые материалы, а также выставить нужное число рабочих рук.

Первой народной магистралью в Горьковской области стала дорога Горький – Муром – Кулебаки, причем ее проект был лично одобрен Иосифом Сталиным! Работы развернулись весной 1940 года и велись круглосуточно. Чтобы представить себе их объем, достаточно сказать, что нужно было замостить почти миллион квадратных метров, для чего требовалось 220 тысяч кубометров камня и 238 тысяч кубометров песка. Кроме того, требовалось соорудить 911 погонных метров мостов. Все осложнялось тем, что почвы в нашей местности по большей части состоят из глины и других мягких пород, камнем возвышенности на правом берегу Оки небогаты. Стройматериалы приходилось заготавливать вдали от стройки, а потом на телегах и грузовиках с огромными трудностями доставлять на участки. К примеру, значительная часть камня добывалась в Убежицком карьере (ныне популярная достопримечательность), остальное и вовсе подвозилось по железной дороге на станцию Кудьма. Крупные булыжники загружались в камнедробильные машины, которые измельчали их до щебня.

Кроме того, старый Муромский тракт был очень извилистым и попросту огибал наиболее высокие возвышенности, главной из которых была огромная Сартаковская гора. А некоторые подъемы и спуски были настолько круты, что повозки с грузом приходилось сначала толкать, помогая кобылам, а потом, наоборот, держать, чтобы не скатились под уклон. В общем, трассу пришлось радикально менять и выпрямлять, а эту самую гору попросту срыть! Причем снесли ее не экскаваторами и бульдозерами, а практически вручную. Лопатами рыли небольшие котлованчики, которые постепенно соединялись, углублялись и выравнивались, а вывезенный грунт, в свою очередь, использовали для засыпки низин и ложбин.

По поводу данного события (исчезновения горы) поэт Исай Шароградский даже сочинил стихотворение:

«Чтоб область прославить ударным трудом, дорогу свою создавая,
Кипит боевая работа кругом, и песня гремит боевая.
Победа близка! Пусть участок горист и склоны круты и горбаты –
Заводит мотор молодой тракторист, бригада взялась за лопаты.
А утром посмотришь – исчезла гора, не стало крутого массива.
И, трассу трамбуя, ревут трактора, и камень ложится красиво».

Первым делом формировалась земляная насыпь, которую укрепляли бревнами и большими камнями, а в низинах под полотном устраивали водопропускные трубы. Верхний же слой сначала трамбовался тракторами, катками, после чего начиналось тщательно мощение булыжником. Ни о каком асфальте или бетоне не шло даже речи. По советским стандартам, шоссе рассчитывалось на движение телег и грузовиков со скоростью не более 20 – 40 км/ч! Попутно выполнялось и благоустройство трассы: вдоль обочин высаживались кусты и цветы, через равные интервалы строились деревянные беседки. Таковые были предназначены для отдыха и даже ночлега возниц, шоферов перегревшихся на жаре или заглохших автомобилей, а также путников. В 40-е годы осуществить пеший переход из Горького в Богородск было в порядке вещей!

На стройке была организована культурная программа. На всех участках регулярно проводились концерты, на которых выступали выездные бригады Горьковской филармонии, Центрального клуба Горьковского автозавода, Дворца культуры завода «Красное Сормово» и многих других коллективов, а также агитбригады и бригады самодеятельности из колхозов области.

Дорога была построена к 1 сентября 1940 года и действительно стала одной из образцовых в стране. Поглядеть на эту трассу приезжали многие строители и начальники из самых разных регионов. А в начале дороги (на выезде из Горького в сторону Богородска) была сооружена монументальная арка. В заключение добавим, что весной 1941 года началось строительство второй народной магистрали Горький – Арзамас – Кулебаки, которая должна была соединиться с первой, образовав единое автогужевое кольцо протяженностью 420 километров. Однако развернувшиеся работы были прерваны начавшейся войной.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»