Из истории Богородска

122 года назад богородчане отразили удар «тепловой волны»

Настоящий апокалипсис мирового масштаба пережила наша планета летом 1901 года. Причем он охватил почти все северное полушарие: Северную Америку, Европу и Азию. В США это событие вошло в историю как «The Heat wave shock», что можно перевести и как «удар тепловой волны» и как просто «тепловой шок». Необычайно жаркая погода установилась в стране во вторую неделю июня, а затем продолжалась на протяжении целых пятидесяти дней! И все это время температура воздуха держалась на уровне от +28 градусов до +35. При этому хуже всего пришлось жителям крупных мегаполисов, прежде всего Нью-Йорка. К тому моменту в городе проживало уже 3,5 миллиона человек, плотная застройка улиц состояла преимущественно из кирпичных домов, а никакой зелени практически не было. Стены зданий и тротуары разогревались до такой степени, что фактически ощущавшаяся температура стала днем доходить до +50 градусов. Первыми стали умирать лошади, все еще являвшиеся главным транспортным средством. Их туши стали источником микробов и заразных болезней, а также невыносимой вони, заполонившей город в условиях полного штиля. Только за один день в Нью-Йорке погибло 250 лошадей, а к концу первой недели июля конные трамваи перестали ходить, потому что все кобылы пали. Доходило до того, что у части граждан наступало помутнение сознания, некоторые из них кончали жизнь самоубийством. Другие умирали от солнечных ударов, перегрева и обезвоживания (центральный водопровод местами еще отсутствовал, а кое-где вышел из строя из-за обмеления рек). В итоге жертвами «тепловой волны» тогда стало почти 10 тысяч американцев, и это была самая разрушительная метеорологическая катастрофа в истории Соединенных Штатов.

Не лучше обстояли дела и в Европе. «Вчерашняя жара в Лондоне побила все предыдущие рекорды для этого сезона, — писала 19 июля газета «Нью Йорк Таймс». – Полное отсутствие ветра прибавляло до 10 градусов к 30 градусам, зафиксированным официальными термометрами. Из-за палящего солнца асфальт размягчился, а смола на деревянных покрытиях начала пузыриться. Число смертей и солнечных ударов точно не установлено, но они описываются как «многочисленные»». В Париже, Амстердаме, Берлине и других крупных городах произошли коммунальные катастрофы. Из-за нехватки воды несовершенная городская канализация вышла из строя, переполнилась нечистотами, а жара вкупе с безветренной погодой способствовали распространению жутких зловоний. Дунай в то лето обмелел настолько, что его можно было перейти пешком, сотни пароходов сели на мель и были попросту брошены посреди реки, а судоходство было полностью парализовано.

«Тепловая волна» тогда затронула и всю западную часть России, пик жары пришелся у нас на июнь – начало июля. Температура воздуха доходила до +43 градусов, что создало идеальные условия для пожаров. Которые порой принимали катастрофические масштабы. К примеру, в селе Вельдеманово Княгининского уезда огонь «сожрал» сразу 175 домов и 285 хозпостроек. Правда там погиб лишь один человек — местный поп, который бросился в уже охваченный пламенем дом спасать иконы, а обратно уже не вышел. Через три дня вспыхнуло село Бакалды того же уезда, где было уничтожено 149 домов и погибло 6 местных жителей. «В настоящее лето пожары настолько часты, что приходится ограничиваться только статистическим их перечнем, описывать каждый из них в отдельности не представляется возможным», — писали «Нижегородские губернские ведомости». Серьезно пострадал и Горбатовсеий уезд, к которому тогда относилось село Богородское. В деревне Турково огонь уничтожил 53 дома, 16 амбаров, 11 сенниц и четыре сарая. Несколько жителей (в том числе двое детей) сгорели живьем. В деревне Каменки сгорело 35 домов, 21 амбар, 41 сенница, 5 погребных и 8 бань, в Алешкове «красный петух» уничтожил примерно треть всех домов и построек. Также вокруг Богородского сгорели тысячи гектаров леса, целые угодья превратились в выжженную пустыню. Но само Богородское тогда серьезно не пострадало, все возгорания были своевременно потушены. А все потому, что Богородская пожарная команда тогда была одной из лучших в губернии, а возможно и в стране! У нее на вооружении находилось 15 насосно-линеечных и насосно-бочечных конных ходов (конных пожарных машин) и большое количество прочего оборудования и инвентаря. Насосно-линеечные повозки качали воду из водоемов, а насосно-бочечные соответственно из привезенных бочек (цистерн). Кроме того, собственные средства пожаротушения имелись на всех крупных кожевенных заводах, а всего в случае крупного пожара богородчане могли выставить до сотни пожарных труб. Повсюду были выкопаны пожарные водоемы, ныне сохранившиеся в виде многочисленных городских прудов. В общем, богородчане с ударом «тепловой волны» справились успешно!

К концу первой декады июля жара немного ослабла, но на Поволжье обрушились страшные грозы, которые тоже привели к многочисленным разрушениям и человеческим жертвам. Но уже во второй половине месяца засуха снова вернулась. А 22 июля и вовсе стало одним из самых жарких дней за всю историю метеонаблюдений в США и Европе. Например, температура воздуха в Санкт-Петербурге достигла +47 градусов! Понятно, что «тепловая волна» привела к возникновению самых панических настроений и слухов. Тем более метеорологическая наука тогда была развита слабо, а синоптики не только не могли дать точных прогнозов, когда все это закончится, но и хоть как-то объяснить суть происходящего. На фоне этого стали распространяться фантастические гипотезы о грядущем Конце света. Та же газета «Нью Йорк Таймс» с целью «погреть руки» на кризисе и увеличить продажи, активно печатала статьи различных ученых-паникеров. «По мнению профессора Дж. Мак Кинли, необычайная жара объясняется изменением фазы Солнца, — писало издание 22 июля. – ныне науке известно, что в древние времена погода на планете была гораздо теплее, например, в Гренландии зеленели леса, а в Сибири снег был редким явлением. Впоследствии Солнце по неизвестной нам причине охладилось, что привело к появлению арктических льдов и мерзлоты, перемещению теплых морей к югу. Сейчас, очевидно, мы являемся свидетелями фазы потепления, и в скором времени у берегов Лабрадора будет так же тепло, как сейчас в Карибском море». Другие и вовсе объясняли «тепловую волну» … уменьшением орбиты Земли. Дескать, планета по какой-то причине сошла с прежней орбиты и стала постепенно сближаться со звездой. Соответственно, чем ближе к светилу, тем жарче…

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»